РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

В ногу со временем

Автор: Е. Подскочина

Конкурентоспособность продукции любого предприятия напрямую зависит от передовых технологий, которые использовались в процессе производства. В России остро стоит проблема удешевления тепловой энергии, что обусловлено в огромной степени низкой платежеспособностью основных потребителей - населения и муниципалитетов. О том, какие современные технологии и новации используются при организации работы станции, где производится тепло- и электроэнергия, рассказывает С.И. Коноплёв, директор ТЭЦ-6 ОАО "Иркутскэнерго"

- Самое главное, что мы сделали за последнее время  - завершили очень важную работу по коммерческому учёту тепловой и электрической энергии. Больше всего нас интересовал, конечно, учёт теплоэнергии в паре и воде. Потребовалось на это четыре года, и в то время, когда мы начинали, ТЭЦ-6 была единственной станцией, где вплотную занялись проблемой учёта. Сегодня это уже веление времени, в Иркутскэнерго существует целая программа энергоучёта, которая успешно осуществляется.

Для потребителей, особенно для ЖКХ города (трестов, муниципальных предприятий), важно  знать, сколько получено тепла и воды. По сложившейся традиции, приборы учёта, как правило, стоят у крупного источника. Есть они и у крупного потребителя, в нашем случае это БЛПК. То есть, расходомерные устройства стояли всегда, но с течением времени они перестали  соответствовать некоторым правилам, и исправить положение не позволяли технические условия. Очень сложно выдержать эти ТУ: нет нужных площадей, расстояний, поскольку так была спроектирована станция. Когда она строилась, точность измерений не требовалась в такой мере, как сейчас. Не удовлетворяла и прежняя методика: сегодня недостаточно измерить давление, температуру и расход, и потом вручную считать сколько же это получится тепла. Мы поняли, что нужен прибор, который все эти параметры соберёт и сам всё посчитает.

И мы занялись этой работой. В то время мы даже расход на город считали методом обратного баланса, измеряя даже не все водные потоки. Считалось, что достаточно замерить из трёх потоков два - "прямую" воду и подпитку, а "обратку" не меряли вообще, поскольку в порядке вещей было вычислять её количество...
Мы смонтировали учётные устройства. Были применены принципиально новые измерители расхода. В России расходомеры такого класса используются, но их не так много. В энергосистеме они сконцентрированы в основном у нас, ни один филиал Иркутскэнерго не применяет их так широко, как мы.

Первый этап внедрения системы учёта касался пара, в 2000 г работу по пару завершили. В 2001 г наладили учёт воды, идущей и на БЛПК, и на город. Везде поставили импортные водомеры, отечественные используются только при внутреннем учёте. Это был второй этап. Причём, на каждом этапе мы проходили процедуру регистрации узлов, Госэнергонадзор всё это дело отслеживает: не дай Бог, если потребитель будет ущемлён в своих правах. Покупатель нашей продукции в любой момент вправе потребовать информацию о том, что у нас происходит, и мы обязаны ему всё показать и обо всём проинформировать. Каждый водомер, кстати, имеет свой техпаспорт, где проставлен номер, точно так же, как у автомобиля. Если прибор меняется, то ставятся в известность Госэнергонадзор и потребители. Были времена, город отправлял своих эмиссаров проверять нас каждый месяц, и это, мы считаем, нормально...

Отладив учёт по городу и БЛПК, мы пришли к мысли о необходимости внедрения такой же системы учёта и у себя, чтобы контролировать собственное потребление. Одна из проблем энергетики, общая для всех регионов страны, заключается в том, что когда идёт одна труба на отопление города, и от этой же трубы отапливается и станция, то практически невозможно вычислить кому  сколько достаётся. Как поделить потребление? Прежде использовался метод баланса, но при этом ущемлялись права потребителя. И мы решили разделить: город - это город, своё - это своё. Создали свою систему: свои трубы, свои расходомерные устройства, теплосчётчики. Это одно из главных наших  достижений.

Система автоматизированного коммерческого учёта, которую мы создали - единственная в области. Проектировщики и специалисты организации, которая осуществляла шеф-монтаж утверждали, что в тот момент эта система была единственной в России.

Систему по коммерческому учёту пара на БЛПК мы делали на паритетных началах. На комплексе тоже были заинтересованы в достоверном учёте. Там стоит точно такой же компьютер, как и у начальника смены станции, и в любой момент они могут познакомиться с интересующими параметрами. Они считали, что мы предъявляем им немного больше того, что они реально берут. Но правы оказались мы, расходомерные устройства это подтвердили. Теперь нет споров, выдерживаем мы или нет температуру, нет обвинений и обид. Потребитель, глядя на дисплей, просит, если его что-то не устраивает, изменить определённые параметры. И мы меняем. Обе стороны избавились от сомнений: правильно ли показывает прибор противоположной стороны.
Третий этап включал в себя учёт и технологических ресурсов: четырёх видов воды, которую мы покупаем у БЛПК, а также сжатого воздуха, мазута. В этом случае расходомерные устройства стояли на БЛПК, т.е. на источнике. Мы с ними согласовали проведение своими силами такой работы, и то, что  учёт будем вести уже по нашим приборам, которые соответствуют всем требованиям Госстандарта.

В 2000 году провели сумасшедшую работу, стремясь сжать своё потребление до разумных пределов. Когда посчитали, сколько же идёт на собственные нужды - прослезились. Тепло, например, у нас использовалось нерационально. Выяснилось, что покупаем лишнюю воду, увидели, сколько обратно на ЛПК отдаём... Теперь мы имеем полную картину и можем контролировать ситуацию.
В энергетике всегда было много проблем. Особое внимание мы уделяли тем, которые считаются трудноразрешимыми. Например, сальниковая набивка. Она не выдерживала давления, пропускала пар. Кроме того, нужна была принципиально новая регулирующая арматура, поскольку всё время выходила из строя. Возникла необходимость вплотную заняться всеми этим парениям, которые далеко не безопасны, поскольку температура пара высокая. К тому же возникал страшный шум. Если пар влажный - много его оседает на конструкциях, и это плохо.

В Москве мы нашли фирму, которая предложила нам рассекреченный оборонный материал - графлен. То, что нас интересовало, называется "сальниковое уплотнение на основе вспененного графита". Пришлось пройти весь цикл отношения к этой продукции: от "она не годится вообще" до "она - панацея от всех бед".

Когда мы купили графлекс и тупо его поставили, увидели, что он работает, как обычный сальник, т.е. плохо. Но поговорив с поставщиком, мы пришли к выводу, что что-то мы не понимаем. Запросили технические условия, выяснили, что нам важно соблюсти. Почему часто хорошая идея не работает? Потому что она в плохих руках, которые её не любят. Это как цветок: в руках нелюбящих он не зацветёт. Нужно сделать всё, что требует материал, и тогда он станет вести себя идеально. Мы сделали для себя определённое открытие: по этой же причине у нас плохо работал старый сальник, старая набивка. Сегодня мы все эти проблемы решили.

Скоро, вероятно, появится новый закон по охране окружающей среды. Президент Путин недавно выступил с докладом, в котором в качестве загрязнителя среды, на втором месте после металлургии, была названа энергетика. Почему? Логичнее назвать химическую промышленность. А потому что в энергетике основной выброс - оксиды азота, которые влияют на возникновение раковых заболеваний. И валовый объем выбросов достаточно большой. Мы просчитали ситуацию и давно начали работать в этом направлении. Три года ушло на реализацию соответствующего проекта, и в этом году мы должны его завершить. Речь идёт о модернизации электрофильтров четвёртого котла. Фильтры улавливают выбросы золы и обеспечивают эффективную очистку газов.

Показать в формате для печати