РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Окно в чистый мир

Автор: С. Чайко

Так назвал свою персональную фотовыставку инженер-инспектор Иркутского отделения фирмы "Энергосбыт", турист, рыбак и фотограф П. Н. Болданов. Открытие экспозиции состоится 8 апреля в выставочном зале В. С. Рогаля. Специальную подборку автора снимков с изображением байкальских и альпийских цветов можно увидеть в ИД "Иркутскэнерго". В прошлом году персональная выставка фотохудожника прошла в музее Иркутска. Более сорока очерков с фотографиями печатались, в свое время, в газете "Иркутская электричка". Сегодня Петр Болданов сотрудничает с журналом "Время странствий".

Поэзия фотовспышки

Фотографов, которые не занимаются этим видом искусства профессионально, но переросли планку бытовой любительской фотографии, принято называть "фотохудожниками". Как говорит сам Петр Николаевич: "Я пытался к себе примерить эту "одежду" и понял, что ко мне она отношения не имеет. Фотохудожник должен подать кадр как-то по-иному, а не документировать увиденное. Я же люблю природу такой, какая она есть, и специальных фототехнических ухищрений не признаю. Просто надо уловить освещение, настроение природы, и сделать кадр в тот момент, когда она производит максимальное воздействие. Если уж вешать какие-то ярлыки, то я и в шутку, и всерьез, считаю себя фотопоэтом. Когда читаю любимые стихи Фета, Тютчева, Плещеева, или японских авторов: Босе или Сойге, у меня обязательно возникает в памяти какой-либо снимок или картина автора. А когда я вижу готовую фотографию, вспоминаются стихи".

Готовясь к выставке, Петр Николаевич для каждого снимка вместо названия подобрал фрагменты стихов. Однако в последний момент передумал: "Зачем загонять зрителя на жесткие рельсы собственных ощущений? Моя выставка рассчитана не на абстрактного зрителя, а на моих друзей, на тех, кто живет природой, у кого уже давно сложилось свое собственное восприятие".

Среда, диагноз и образ жизни

Петр Болданов начал снимать с 1960 года, когда "в руки попал первый хороший фотоаппарат". В диковинку было наблюдать, как при красном лабораторном свете, на чистом листе бумаги, точно по волшебству возникает-проявляется изображение. Петру тогда было 13 лет, и жил он в Читинской области, в шахтерском поселке. Затем увлечение фотографией ушло на второй план, и возобновилось уже в студенческие годы. После окончания Иркутского политехнического института, он постоянно живет в столице Приангарья. Со студенческих пор, - считает Петр Николаевич, - фотография и туризм стали его средой существования, клиническим диагнозом и образом жизни.

За четверть века скопился фонд любимых фотографий, которые, полагает автор снимков, зритель должен увидеть обязательно. Пополнение фонда идет медленно: профессионалы считают, что если из всей пленки можно выбрать хотя бы один кадр, достойный оказаться на выставке, - это большая удача. Когда дело касается тонкостей, фотографы начинают вечную дискуссию о "физиках и лириках", или о художниках и реалистах. Иными словами, профессиональные фотографы, увидев в лесу (т. е. в природе) интересную композицию, не снимают до тех пор, пока солнце не осветит объект наилучшим образом. Профессиональный турист, наоборот, никогда не позволит себе задержать группу или изменить маршрут, ради своих личных интересов. Петр Николаевич относит себя ко второй группе: "Слава богу, мы ходим много, и поснимать есть что".

Реализм дикой природы

"В тех местах, где сейчас расположено Малое море, - вспоминает Петр Болданов, --я встречал лису и диких коз, склоны сопок были сиреневыми от цветущего чабреца. Сейчас ничего подобного увидеть невозможно. Вместе с природой меняется, уклад жизни коренных народов, теряется самобытность. Я живу на этой земле и мне интересно то, что уходит. В Забайкалье стараются возродить национальную культуру, но их попытки носят, скорее, декоративный и частично рекламный характер". Петр Николаевич цитирует работы этнографов XIX и XX века, однако признается, что снимать быт коренных жителей даже не пытался. "Достоверный портрет человека я мог бы сделать лишь в том случае, если давно с ним знаком, - говорит он. - Это не мое поле. Я люблю природу в ее первозданном виде, без присутствия человека. Слишком уж мы потребительски к ней относимся".

Как принято говорить, у героя рассказа течет кровь бурят и забайкальских казаков. Коренные народы тысячелетиями сосуществовали в согласии с природой, считали себя ее частью, и никогда не пытались стать ее "царями". Присутствие человека нарушает первозданность природы. Поэтому автор снимков применяет метод, так называемого, "отраженного действия". О присутствии человека можно догадаться по следам или освещенному окну крохотного зимовья, укрывшегося под огромной лапой векового кедра. Если сравнивать творчество Петра Болданова с художниками, то его, скорее всего, можно причислить к "реалистам". Американских фотографов, пропагандирующих аналогичные взгляды, называют "поклонниками чистой природы".

Справедливости ради надо заметить, что творческих людей, определяющих ценность самого объекта творчества выше, чем авторского "я", не так много. Сегодня слава сопутствует тем, кто активно занимается поиском новых форм. Однако природа все больше нуждается в защите. В социуме постоянно увеличивается число экологических движений. Кстати, Петр Николаевич семь лет проработал техинспектором по экологии, и знает эту проблему не понаслышке.

"Может, у меня нет такой филигранной техники владения фотоаппаратурой, - пояснил он, - как у наших известных фотомастеров, но я уверен, что те уголки, где я бывал, наши "гранды" никогда не снимут! Я хочу показать людям, что у нас еще есть, что стоит ценить, и что надо хранить. Дикая природа сама по себе достойна внимания и понимания".

Показать в формате для печати