РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

В городе должен быть хозяин.

Автор: 

О сложившихся взаимоотношениях ОАО "Иркутскэнерго" и администрации г. Усолье-Сибирское, о проблемах и путях их решения рассказывает директор по продаже энергоресурсов Борис РОЗЕНРАУХ.

- В предыдущем номере «Восточно-Сибирской правды» было опубликовано выступление мэра г. Усолье-Сибирское Е. Кустоса, в которой он обвиняет ОАО "Иркутскэнерго" в якобы осуществляющейся PR-кампанией против себя и своей администрации. В статье Е. Кустос сравнивает действия энергетиков с «набегами древних захватчиков», которые в своих целях не останавливаются ни перед чем. При этом в самом начале статьи мэр г. Усолья-Сибирского утверждает, что корень всех проблем заключается в возрасте города ...

- Не считаю, что наличие проблем со сборами платы за потребленные энергоресурсы с населения кроется в возрасте города. Мы имеем совершенно разные ситуации с расчетами по муниципалитетам, в независимости от того старый это город, или недавно построенный. Примером тому могут быть достаточно старые города: Иркутск, Зима, где отношения с главами администраций выстроены конструктивно, расчеты производятся практически в соответствии с графиками и все имеющиеся проблемы решаются в рабочем порядке. Или же взять достаточно молодой город Ангарск, где, несмотря на все усилия, проблемы с расчетами остаются. Возраст города не является определяющим фактором, главное – чтобы в городе был хозяин, способный правильно построить свою работу: выстроить эффективную деятельность коммунальных служб, настроить их работников на достижение максимального уровня сбора денежных средств с населения, организовать расчеты за тепло и электричество.

- Е. Кустос утверждает, что «владельцы ОАО "Иркутскэнерго" сумели убедить РЭК установить тарифы для алюминиевых гигантов» ниже, чем для других категорий потребителей...

- Удивительно слышать такое высказывание из уст юриста, кем по образованию и является Е. Кустос. Мы не можем «убеждать» РЭК, , у нас нет для этого правовых возможностей. Региональная энергетическая комиссия в своих действиях руководствуется федеральными законами, постановлениями правительства. Указанными документами жестко регламентируется порядок и принципы установления тарифов на услуги естественных монополий. Основной принцип формирования тарифов – их экономическая обоснованность. Чтобы человек мог воспользоваться электроэнергией дома, ее необходимо не только произвести, но и доставить до каждой розетки. Цена производства энергии для всех категорий потребителей одинакова. Но транспорт электроэнергии по десяткам тысяч километров сетей осуществляется на разном напряжении – от 500 кВ до 220 В. Естественно, киловатт, поступающий в квартиру (220 В), включает в себя затраты на транспорт по линиям 500 кВ, 220 кВ, 110 кВ, 35 кВ, 10 кВ, 0,4 кВ. Поэтому энергоснабжающие организации несут максимальные затраты на транспорт именно для населения. Наиболее эффективный и более короткий транспорт электроэнергии – на высоком напряжении 500 кВ, 220 кВ. Если алюминиевые заводы, входящие в категорию «базовые потребители», покупают у ОАО "Иркутскэнерго" электроэнергию на высоком напряжении, то энергокомпания и транспортирует эту энергию с помощью линий высокого напряжения. В результате, энергоресурсы попадают к покупателю с минимальными потерями и минимальными затратами на транспорт. Существующее перекрестное субсидирование – уменьшение тарифов для одной категории за счет других - в соответствии с нормативными документами, должно быть ликвидировано. Чтобы не допустить социального кризиса, мы вместе с областной администрацией стремимся выполнить этот процесс постепенно и поэтапно. Каждый потребитель должен платить за энергоресурсы столько, сколько они реально стоят.

- Разве в группу базовых потребителей входят только алюминиевые заводы?

- Называя алюминиевые заводы единственными потребителями, включенными в категорию базовых потребителей, Е. Кустос лукавит – ВСЖД также является базовым потребителем, и покупает электроэнергию по той же цене, что и алюминиевые заводы. При этом, как вы понимаете, ВСЖД не является собственником ОАО "Иркутскэнерго".

- Автор статьи утверждает, что «действия энергетиков приводят к банкротству крупных предприятий» ...

- Если есть такое утверждение, то почему не приведены те предприятия области, которые мы якобы намерено обанкротили? Мы бережно относимся к нашим потребителям, и стараемся в рамках действующего законодательства их сохранить. К примеру, при последнем регулировании тарифов стоимость тепловой энергии для промышленных предприятий увеличилась лишь на 6%, в то время как для других категорий процент увеличения был больше. А значительное повышение тарифов на электрическую энергию вызвано отнюдь не запросами акционеров, а состоянием гидроресуров – всем известно, что прошлый год был рекордно маловодным, и ОАО "Иркутскэнерго" пришлось снизить количество электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях, и вырабатывать ее на тепловых станциях, сжигая уголь. Электроэнергия производимая на ТЭЦ - гораздо дороже, чем энергии ГЭС.

- Е. Кустос в своем выступлении заявляет, что «движение энергокомпании и крупных городов должно быть навстречу друг другу, учитывая как возможности каждой стороны, так и проблемы, которые предстоит решать сообща». Как вы это прокомментируете?

- Мы считаем, что вправе требовать оплату за отпущенные нами энергоресурсы и оказанные услуги, также как и муниципалитет вправе требовать от нас соблюдение обязательств по налогам. В течение последних пяти лет ОАО "Иркутскэнерго" не имеет задолженностей по налогам ни перед одним муниципальным образованием, областью и государством. При этом, муниципальные образования (как собственно бюджеты, так и население) зачастую считают возможным оставаться в должниках. Периодически у нас возникают проблемы с мэрами городов и районов в части оплаты за потребленные энергоресурсы. Однако мы всегда находим компромиссные решения, как, например, это было сделано в г. Братске, Саянске, Иркутске, Усть-Илимске – все подписанные соглашения действуют, обязательства выполняются. До последнего времени существовало два проблемных города – Ангарск и Усолье-Сибирское. Но и в Ангарске в результате совместной работы наметилось конструктивное сотрудничество. В г. Усолье-Сибирском в 2002 г. с Е. Кустосом тоже было подписано соглашение о реструктуризации долгов, но оно до сих пор не выполняется. При этом, он, как юрист, прекрасно понимает, что не всегда за подпись на документе может привлечь к ответственности. Но раз ты взял на себя обязательства – так выполняй их.

- Основная проблема по г. Усолье-Сибирское на сегодня заключается в передаче обслуживания жилого фонда от муниципальных предприятий частным. При этом, несмотря на то, что отопительный сезон подходит к концу, до сих пор не имеется договора на теплоснабжение с ООО «Жилсервис».

- История наших отношений с г. Усолье-Сибирское очень интересна и запутанна. В 2002 г. банкротится производственное объединение «Инженерные сети», долг предприятия перед ОАО "Иркутскэнерго" в размере 327 млн.рублей зависает. Из них 160 млн. рублей – обязательства городского бюджета, субсидии, льготы, дотации, долги населения. Было подписано соглашение о реструктуризации долга, которое не выполняется. В 2003 г. создано МУП «Жилсервис», накопившее к концу года еще около 100 млн. рублей долга перед ОАО "Иркутскэнерго". Сегодня нам предлагают заключить договор на теплоснабжение с ООО «Жилсервисом», с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. В случае заключения договора и отсутствия расчетов за потребленное тепло наши претензии будут рассматриваться в объеме уставного капитала «Жилсервиса». Иначе как «кидание», на жаргоне начала 90-х годов, эту схему не назовешь. В этом случае, в качестве заложников оказывается население – у нас не остается другого выхода, как введения ограничений на энергопотребление в г. Усолье-Сибирское. Рисковать ежегодным оборотом в 200 млн. рублей, подписывая договор с фирмой с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, мы не имеем права. В статье Е. Кустос утверждает, что «гарантии можно обеспечить, используя банковские и другие механизмы». Я официально обращался к нему с таким предложением, и получил ответ, что мэр города не может нести ответственность за частную структуру. Мы согласны и на банковские гарантии, для нас они более весомы, нежели гарантии мэра г. Усолье-Сибирское. Но нам их никто не представил.

- Как относится к этой ситуации антимонопольный комитет и прокуратура Иркутской области?

- 1 января 2004 года передача жилого фонда в аренду от МУП «Жилсервис» в ООО «Жилсервис» была проведена нелегитимно. Аукцион состоялся лишь 15 марта 2004 года, на котором «Жилсервис» официально получил эти права. И прокуратура, и МАП, по нашей информации, намерены обжаловать действия мэра г. Усолье-Сибирское.

- Е. Кустос сетует на неудовлетворительное состояние муниципального ЖКХ, отсутствие мотивации у его работников, нехватку денег на ремонты и пр. Но ведь кто-то должен отвечать за хаос в коммунальном хозяйстве города?

- Проблемы ЖКХ существуют во всех городах Иркутской области. К примеру, взять глав администраций гг. Иркутска, Братска, Саянска, Зимы которые не жалуются нам на проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Хотя, я уверен, они существуют. Просто эти люди понимают, что они должны решать задачи, поставленные перед ними. Если избираешься на должность мэра, надо отвечать за свои действия. При этом, одна из главных задач мэра – получить сбалансированный бюджет, работая со всеми уровнями власти. На совместном совещании в г. Усолье-Сибирское, где присутствовали представители ОАО "Иркутскэнерго", администрации области, председатель комитета ЖКХ Иркутской области П. Воронин сравнил работу администрации г. Усолье-Сибирское с работой администрации г. Усть-Илимск по проблемам субсидий. Уровень доходов населения в последнем несколько выше, однако мэр Усть-Илимска подал заявку на субсидии более чем на 50 млн. рублей, и получил от области около 40 млн. рублей. От Усолья-Сибирского была подана заявка на 18 млн. рублей, получено – 12 млн. рублей. При этом сомневаюсь, что усольчане нуждаются в льготах и субсидиях меньше, нежели жители г. Усть-Илимска. Создается впечатление, что население г. Усолье-Сибирское не знают о своих правах, или их у них отнимают.

- Как в дальнейшем будут складываться взаимоотношения ОАО "Иркутскэнерго" и администрации г. Усолья-Сибирского?

- Мы не должны с подачи мэра г. Усолье-Сибирское брать в заложники население, будем работать, вести переговоры, разбираться в судах и дальше. Мы обязаны найти решение проблемы, так как ОАО "Иркутскэнерго" не в состоянии ежегодно терять в городе 100 млн. рублей, а администрация города не имеет права ставить под удар своих жителей. Ведь в дальнейшем убытки перекладываются на всех потребителей за счет роста тарифов. Каждая сторона должна заниматься своим делом, при этом ОАО "Иркутскэнерго" готово идти навстречу администрации г. Усолье-Сибирское, но субсидировать один из городов за счет населения области нам никто не позволит.

Показать в формате для печати