РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Техника-против хищений

Автор: Начальник ПТО ЗЭС Г.Н. Андриянов

Потери электроэнергии в электрических сетях - важнейший показатель экономичности их работы. Проблема коммерческих потерь в сетях Минэнерго в бывшем СССР не существовала вообще или была мизерной. Просто не было социальных условий для массовых хищений электроэнергии бытовыми абонентами. Промышленными предприятиями оплата за электроэнергию планировалась и производилась централизованно, что лишало смысла хищения вообще.

Сегодня уровень потерь вырос в 1,5-3 раза. В годы перестройки в условиях уменьшения платежеспособности населения в нашем регионе, особенно в сельской местности, увеличились трудности с оплатой электроэнергии коммунально-бытовыми потребителями.

Коммерческие потери в Западных электрических сетях в 2003 году составляли 294 тыс. кВт ч. При проведенном анализе было установлено, что основную долю убытков приносят хищения электроэнергии в сетях низкого напряжения.

Мотив умышленного хищения электроэнергии в нашем регионе известен: население использует её в целях отопления, не тратясь на приобретение угля и дров.

Было установлено, что хищение электроэнергии происходит путем подключения электроприёмников до приборов учета набросом на провода, применением устройств для "размотки" приборов учета. Для исключения таких возможностей в Западных электрических сетях впервые было принято решение о техническом перевооружении точек учета у бытовых абонентов, которое заключается в установке электронного счетчика с диапазоном рабочих температур (-400С; +500С) на фасад дома в металлический шкаф под пломбу и выполнение ввода от опоры до прибора изолированным проводом.

Западные электрические сети совместно с фирмой Энергосбыт решили выполнить такое мероприятие в поселке Лермонтово Куйтунского района.

В конце 2003 года и первом квартале 2004 года, персоналом ЗЭС проведено техническое перевооружение точек учета потребителей, питающихся по ВЛ-10 кВ Лермонтово-Зернокомплекс от трех ТП 10/0,4 кВ. Установлено на стену домов в металлические шкафы 96 шт. электронных счетчиков и заменено 96 вводов из голого провода на изолированный. Общие затраты на выполнение работы составили 312 тыс. руб. Сравнительный анализ полученных результатов за 7 месяцев в с. Лермонтово показывает высокую эффективность проводимых мероприятий. На фоне значительного снижения потребления электроэнергии физическими лицами на 41 % и увеличение оплаты на 142 % от уровня прошлого года коммерческие потери снизились на 48 %.

В течение всего периода 2004 года персоналом Куйтунского РЭС и участка отделения Энергосбыт регулярно проводились рейды по проверке и взысканию прежней и текущей задолженности оплаты всех абонентов с. Лермонтово с разъяснением необходимости ежемесячной оплаты за использованную электроэнергию, что также дало определенный результат.

В первом квартале потребители от расчетов 1 раз в полугодие, год стали приходить к расчетам 1 раз в квартал, а отдельные потребители к ежемесячному. Во втором квартале оплата в сравнении с оплаченным расходом 2003 года возросла в 2 раза. Пример: житель села Лермонтово гр. Паршиков Н.М. потребил за 8 месяцев 10 тыс. кВт ч. и полностью оплатил, рассчитываясь ежемесячно. А в 2003 году оплаченный им расход составил 2,6 тыс. кВт ч.

Всего за 7 месяцев 2004 года экономический эффект от технического перевооружения точек учета составил 783 тыс. руб. Следует отметить также и значительное сокращение времени контролеров при обследовании абонентов, счетчики которых вынесены на наружную стену дома. С сентября 2004 года работы по техническому перевооружению точек учета продолжены ещё в четырёх населенных пунктах Куйтунского района (ст. Харик, с. Чеботариха, с Кундуй, с. Андрюшино) с охватом более 1,5 тысяч абонентов.

Накопленный опыт показывает, что только определенными техническими мероприятиями по техническому перевооружению точек учета у абонентов наряду со систематической энергосбытовой деятельностью можно за короткий срок получить убедительные результаты их экономической эффективности за счет снижения величины коммерческих потерь и ощутимого увеличения количества полезного отпуска потребителям. Большие потери электроэнергии в целом не являются неизбежными, они могут быть снижены в результате совместной деятельности сетевых филиалов и фирмой Энергосбыт.

Показать в формате для печати