РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Посредник не на благо общества

Автор: В. Спивак

Пошёл как-то дед на базар за молоком, обычно-то ему соседка по дому бидончик к калитке приносила, а в этот раз она прихворнула. Подходит к молочнице и видит, что молоко и творог у неё стоят на 5 рублей дороже, чем у соседки. Удивился дед: как так, молоко одинаковое, а цена разная. А молочница ему и объясняет: конечно, удобнее молоко соседу продать, чем идти на базар, при этом стаптывать ботинки, стоять на рынке целый день, да ещё и деньги на обед тратить приходится. Вот и выходит молоко подороже.

В сущности, сбыт тепловой и электрической энергии в Иркутской области проходит по похожей на историю с молочницей схеме. ОАО "Иркутскэнерго" вырабатывает тепловую и электрическую энергию на своих станциях, затем доставляет её потребителям либо напрямую по своим сетям, либо через посредника - оптового потребителя-перепродавца. Причём все конечные потребители оплачивают энергию по единому тарифу, который устанавливает региональная энергетическая комиссия. В целом в этот тариф включаются затраты энергокомпании на генерацию, транспорт и сбыт энергии до потребителей, а также затраты перепродавца на транспорт тепла и электричества до своих потребителей.
Эффективность существования оптовых потребителей-перепродавцов (ОПП) уже давно вызывает массу споров между администрациями муниципальных образований, области, являющихся хозяевами ОПП, и энергетиками. Постоянно растущая дебиторская задолженность данных предприятий перед энергокомпанией возникает из-за незаинтересованности руководителей ОПП в своей эффективной деятельности. Он является просто посредником, но не занимается вопросами оптимизации своей работы. Ведь перепродавец может и не собирать платежи за тепло или свет в полном объёме, так как для покрытия собственных затрат ему хватит и некоторой части выручки. Полный расчёт с ОАО "Иркутскэнерго" не является для данных предприятий первоочередной задачей, ведь их слабая платёжная дисциплина по сути дела остаётся практически безнаказанной. По существующему законодательству невозможно полностью отключить тепловую или электрическую энергию перепродавцу, ведь за ним стоит ряд социально значимых организаций (больницы, школы, детские сады), которые не могут работать в тёмных и холодных помещениях. Единственный путь энергетиков в "выбивании" денег - мирные переговоры, которые иногда не дают нужного результата. Вот и получается, что ОАО "Иркутскэнерго" продаёт свою энергию перепродавцу, он, в свою очередь, доставляет её потребителям, собирает деньги так, как получится, часть тратит на покрытие собственных затрат, а что осталось - энергетикам. В результате растёт дебиторская задолженность, включаемая в энерготарифы, а они из-за этого стабильно повышаются.

Впрочем, долги перепродавцов перед энергетиками являются не самым главным фактором, влияющим на рост тарифов. Существование нескольких структур, занимающихся в пределах одной территории одинаковым бизнесом, предполагает определённые административные затраты, которые можно было бы значительно сократить, передав все функции в одни руки. Это смогло бы приостановить рост энерготарифов и даже их снизить.
Ликвидация посредника между производителем энергии - ОАО "Иркутскэнерго" и конечным потребителем в большей степени выгодна последнему. Ведь в случае передачи всех сетевых хозяйств в одни руки простому человеку уже не надо будет ломать голову над тем, куда обратиться в случае возникновения проблем с качеством энергоснабжения. Кроме этого оно может значительно улучшиться, так как ОАО "Иркутскэнерго" заинтересовано в эффективной деятельности, имеет более квалифицированный персонал, больше опыта работы, владеет более серьёзными инвестиционными ресурсами, которые могут быть направлены на важные проекты по реконструкции сетей, оптимизации работы. Вот и получается, что молоко удобнее покупать у соседки, а тепло и свет - у производителя, и ближе, и дешевле. А ещё они заинтересованы в качестве своей продукции и в своих потребителях. В противном случае роста тарифов не избежать.

Показать в формате для печати