РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Финансовый фундамент для меняющихся правил

Автор: 

Грамотная и прозрачная финансовая политика – основа эффективной деятельности современного предприятия. Финансисты компании Иркутскэнерго выдвинули лозунг: «каждый рубль должен быть потрачен максимально эффективно». Работа в этом направлении ведется уже почти год и о реализации финансовой политики рассказывает заместитель генерального директора по финансам и экономике ОАО «Иркутскэнерго» Михаил Слободин.

-- Михаил Юрьевич, расскажите, какие структурные подразделения компании входят в финансово-экономический блок?

-- Финансово-экономический блок достаточно крупный, но хорошо структурированный. В его составе—дирекция по финансам, финансовый отдел, дирекция по экономике, бухгалтерия, подразделение внутреннего аудита, группа сводной отчетности и планирования и дирекция по информационным технологиям.

Дирекция по финансам управляет всеми существующими денежными потоками. В компании на сегодняшний день отсутствует практика взаимозачетов. Все доходы и расходы проходят через казначейство, подлежат соответствующему учету. Казначейство осуществляет контроль и исполнение текущих финансовых планов, участвует в составлении и оптимизации финансовых расходов компании при взаимодействии с банками, занимается размещением свободных денежных средств. Финансовый отдел занимается оборотными средствами. Он осуществляет контроль за кредиторской и прочей дебиторской задолженностью. Это та задолженность, которая возникает при прочей деятельности, не связанной с выработкой электроэнергии и тепла. Суда входит работа с банками и кредитными ресурсами. У отдела довольно большой объем функциональной работы, связанной с операционной деятельностью компании. Финансовый отдел занимается исчислением налогов и общим контролем за их выплатой, реструктуризацией платежей в бюджетный и внебюджетный фонды. Кроме того, в ведении отдела программы по оптимизации финансов расходов компании.

Дирекция по экономике работает над очень серьезным направлением – работа с тарифами. Тарифные вопросы - одни из ключевых, определяющих доходную часть компании. Дирекция занимается защитой доходных частей компании в региональной и федеральной энергетической комиссии. Взаимодействует с регулирующими органами, организовывает работы других подразделений в этом направлении. Следующий сигмент работы – управление издержками. Сейчас, впервые за пять лет, в этом направлении готовится программа. Весь затратный механизм компании и ценообразование – это серьезное направление с точки зрения оптимизации деятельности. Помимо этого, на дирекции - расчеты, связанные с текущей деятельностью, с экономической ситуацией. Планируется, что это подразделение компании будет заниматься анализом внешней среды, событиями, которые происходят в регионе. Также в планах анализ взаимоотношений между потребителями и энергосбытом.

В ведении бухгалтерии функции по учету средств, расчеты с налоговой инспекцией, формирование фактологической информации по финансовым итогам для экономистов, финансистов, производственников. В бухгалтерии скапливается очень большой объем информации, который в рамках автоматизации планируется структурировать. Чтобы финансовая аналитика, необходимая руководству, директорам филиалов была достоверна и доступна тогда, когда она востребована и актуальна для принятия управленческих решений. Также на бухгалтерию возложены функции контроля за текущими расчетами, которые осуществляют все подразделения компании.

Подразделение, связанное с внутренним аудитом, работает по нескольким направлениям. Методология учета, контрольно-ревизионная деятельность: контроль цен, контроль смет, проведение контрольно-ревизионных проверок выездных и внутренних. В компетенции подразделения - работа по переходу отчетности на международные стандарты. С 1 января 2002 года компания перешла на ежеквартальное представление отчетности по международным стандартам, демонстрируя принцип максимальной открытости для акционеров.

Группа сводной отчетности и планирования – это небольшое подразделение, которое отвечает за весь бюджетный процесс компании. Оно совместно с другими подразделениями – производственниками, дирекцией по материально-техническому снабжению, сбытовиками занимается методологическим обеспечением. Это подразделение активно участвует в разработке системы бюджетирования с применением информационных технологий.

Сегодня с работой финансово-экономического блока во многом связана дирекция по информационным технологиям. Это достаточно большое подразделение, которое преодолевает отставание в отношении информационных технологий, автоматизации производственных процессов сложившееся в последние годы. Подразделение работает над методологическим, техническим, организационным обеспечением проектов компании по автоматизации. Дирекция по информационным технологиям обеспечивает построение корпоративных вычислительных, локальных сетей, обеспечивает сервисные функции по обслуживанию всей информационной инфраструктуры в компании. Дирекция занимается методологическим обеспечением сбытовой деятельности. Сегодня филиалы компании выстраиваются в единую вертикаль со своими информационными технологиями. Основная задача создать единое информационное пространство внутри компании. Оно должно быть четко структурировано, с понятными потоками качественной информации, которые должны доходить до руководителей для принятия правильных решений, для обеспечения системы контроля. Без обратной связи, без информации невозможно любое управление, это задача, которая стоит перед финансово-экономическим блоком в этом году, и которая даст положительный эффект всей компании в целом.

-- Почему потребовался системный подход к финансовой политике компании?

-- Дело в том, что в компании раньше присутствовали лишь элементы финансовой политики. Речь о системном подходе не шла. Был неплохой опыт привлечений инвестиций, но разовый и несистемный. Привлеченные средства не работали с должной отдачей.

-- Что изменилось?

-- Тезис для финансовой политики компании мы определили такой: «каждый рубль должен тратиться максимально эффективно». Деньги, на текущую деятельность, должны быть израсходованы максимально разумно, с максимальной отдачей.

Что касается инвестиционных проектов, то здесь мы ведем очень осторожную политику в отношении вкладывания средств. Сегодня идет еще только наработка и поиск возможных инвестиционных проектов, куда можно вложить деньги. И акционеры и менеджмент компании придерживается принципа максимальной разумности затрат и финансовых расходов.

На данный момент у компании пока отсутствует серьезная потребность в финансовых инвестиционных ресурсах. Основные силы компании направлены на то, чтобы правильно структурировать то, что уже есть, и отстроить хорошую работу. Уже затем можно приступить к реализации внешних проектов. Совершенно очевидно, что в очень недалекой перспективе средства понадобятся, через 2-3 года возрастет потребность в финансовых вложениях. При реструктуризации отрасли и увеличении активов, безусловно, увеличится количество инвестиционных проектов. Сегодня мы работаем над кредитным рейтингом. Те финансовые результаты, которые мы планируем получить, должны сыграть положительную роль при формировании нашего имиджа как заемщика.
Мы стараемся иметь исполняемый, находящийся под четким контролем бюджет.

-- Какие факторы, на ваш взгляд, являются главными для успешной работы компании в новых условиях?

-- Первый фактор – это существенное изменение менталитета работников компании. И не только сотрудников энергосбыта, но и производственников, и финансового сектора, и экономического. Сегодня мы развращены тем, что «Иркутскэнерго» является естественной монополией. Современные условия требуют от нас ориентации на потребителя. На более четкое понимание его нужд, потребительских тенденций.

Другой фактор – четко выстроенные процедуры внутри компании, которые позволит быстро адаптироваться к происходящим изменениям. Я бы назвал это успешной работой в условиях существенных изменений правил игры в энергетике. На сегодняшний день для нас рынок не главное. В тепловом бизнесе нет рынка, там есть меняющиеся условия игры, и изменения внешней среды. Вопрос стоит в том, как в этой ситуации мы будем успешно функционировать.

-- Какие новые требования предъявляются к финансовой деятельности в условиях реформирования отрасли?

-- Мы должны подготовить подразделения к самостоятельной работе. Второе – адаптировать процессы бюджетирования к изменяющемуся формату работы компании. И третье, мы должны быть готовы к изменениям во внешней среде.
В условиях реформирования и определенной реструктуризации бизнеса ОАО «Иркутскэнерго» будут появляться дочерние компании, c полным циклом отчета, с самостоятельным балансом и финансами. Перед финансово-экономическим блоком стоит задача по осуществлению контроля, по подготовке этих подразделений к самостоятельной работе. Должны быть разработаны корпоративные стандарты по работе дочерних компаний и взаимоотношений внутри холдинговой структуры. Мы рассчитываем, что дочерние компании используют самостоятельность для повышения эффективности своей работы.

Компания в будущем должна быть максимально гибкой. Процедуры по контролю, по исполнению финансового плана, по формированию бюджета должны относительно легко адаптироваться к изменяющемуся формату работы компании, с точки зрения реструктуризации. Эту гибкость мы сейчас закладываем в основу автоматизированных систем бюджетирования.

Кроме того, мы плотно заняты анализом изменений, которые происходят во внешней среде. В определенный момент эти изменения станут ощутимы. Наша задача быть готовыми к ним для правильных управленческих решений внутри компании в области финансово-экономической деятельности. В качестве дополнительного требования, которое предъявляется компании в условиях реформирования, выступает возможность привлечения дешевых инвестиций в приличном объеме. И мы готовим процедуру и технологию проектного режима работы.

-- Михаил Юрьевич, расскажите о перспективах финансово-экономического направления компании?

-- После реструктуризации экономической инфраструктуры компании, после того, как у нас будет четко отлаженный внутренний финансовый механизм, мы ожидаем качественного увеличения инвестиционных проектов компании. И, кроме того, через два-три года с переменами, которые произойдут в отрасли, у ОАО «Иркутскэнерго» увеличатся потребности в финансовых вложениях. Наши финансовые результаты и экономическая инфраструктура компании нужным образом скажутся на нашем инвестиционном имидже.

-- Михаил Юрьевич, какими вам видятся перспективы компании в общем?

-- Цель нашей работы – создание и поддержание условий для стабильного развития электроэнергетической отрасли Иркутской области, увеличение доходов акционеров компании. Идет постепенная трансформация компании в эффективную рыночную структуру, отвечающую новым требованиям времени. Мы с уверенностью смотрим в будущее, потому что у Иркутскэнерго прочная и надежная производственная база, основа которой ГЭС-генерация. Мы владеем современными управленческими технологиями и что самое важное, трудовой коллектив нашей компании – один из лучших в российской энергетике.

Показать в формате для печати