РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Без прошлого нет будущего

Автор: Г.Маякова, директор Музея истории ОАО «Иркутскэнерго».
 

В 2003 году Коллегия Федеральной архивной службы России установила дату 10 марта, в которую ежегодно будет отмечаться профессиональный праздник – День архивов.

В этот день в 1720 г. был опубликован подписанный Петром Великим «Генеральный регламент или Устав» – первый в России общегосударственный правовой акт, определивший основы организации централизованной системы архивного дела в стране. Прочитав это сообщение на сайте «Архивы России», мне захотелось написать о нашем архиве.

Во всём мире принято за ретроспективной информацией обращаться в архив, который призван собрать, сохранить и донести до пользователя подлинные документы истории. Поэтому в любой организации архив является неотъемлемой её частью. Мне, как музейному работнику, совершенно очевидно, что без архивных документов осмыслить становление и развитие Иркутской энергосистемы невозможно. Архивные документы – необходимое мне подспорье в практической работе, и, наверное, в работе служб и отделов тоже. Думаю, что есть и ещё одна забота у служащих архива. Это наши с вами судьбы: восстановление трудового стажа, прав на социальные выплаты, подтверждение фактов награждения и др.

Многие сотрудники Исполнительной дирекции помнят, каким был наш архив до недавнего времени: мрачное подвальное помещение, грязные старые коробки, груды документов на полках, рабочий инструмент архивариуса – ручка и карандаш на полуразвалившемся времен «царя Гороха» столе. Получить какую-либо информацию было сложно даже по документам, хранящимся в архиве «Иркутскэнерго», не говоря уже о получении рекомендации, в каких других архивах можно её найти.

Сегодня архив не узнать: отремонтированные и оборудованные помещения, передвижные стеллажи, ровные ряды коробок с документами, оргтехника. Это внешнее лицо архива, а за ним – повседневная, напряженная работа по приведению в порядок документов. На полках нет разбросанных дел: все они расположены по фондам и описям; на столе в хранилище выстроились в ряд папки со справочным и учётным материалом, на стеллажах указатели. В архиве чувствуется рука человека, любящего и знающего своё дело.

Общение с документами неизбежно накладывает отпечаток на человека. Каждый, кто соприкасается с подлинными документами истории, не может не стать более эрудированным, грамотным, просвещенным, он поневоле впитывает ту огромную информацию, в которую погружается в силу профессиональных обязанностей. При знакомстве с заведующей архивом Татьяной Максимовной Душкиной у меня появилось чувство радости и уверенность, что это именно тот человек, который сможет привести в порядок наш архив и помогать мне в поисках необходимых для музея материалов, организации совместных выставок. Первое впечатление не оказалось обманчивым. В дальнейшем, мне как коллеге Татьяны Максимовны в деле сохранения истории «Иркутскэнерго», великое множество раз приходилось обращаться к ней по многим вопросам, касающимся истории Иркутской энергосистемы, и каждый раз я получала ответы на них. Нашим дуэтом была организована выставка архивных документов с материалами из музея о предшественнике «Иркутскэнерго» – Иркутском энергокомбинате. Проводится совместная работа по ведению страницы «Наша история» в газете «Сибирский энергетик», в каждом номере которой печатаются статьи, посвященные 50-летию Иркутской энергосистемы, 8 из них написаны Т.М.Душкиной, и на очереди новые. Хорошо знаю, поскольку пишу и сама, насколько это трудоёмкая, кропотливая, творческая работа, сколько она занимает времени. Хочется отметить, что поиск информации для публикаций проводится не только в архиве Исполнительной дирекции, но и в областном архиве. На мой взгляд, ценность этих публикаций состоит в том, что все они основаны на первоисточниках – архивных документах. По статьям можно проследить проблемы и достижения энергетики области, этапы развития «Иркутскэнерго»; уточнить даты рождения и преобразования предприятий, имена руководителей, лучших работников и годы их деятельности.

Вся трудовая деятельность Т.М.Душкиной посвящена архивам. Более чем 20-летний стаж работы в областном архиве (8 лет – в должности директора) позволил Татьяне Максимовне достичь высокого профессионализма, приобрести большой опыт в архивном деле, документоведении и делопроизводстве. Она хорошо знакома с системой архивов в области и с тем, в каком архиве можно найти запрашиваемую информацию. Мне известно, что за консультациями и рекомендациями к ней обращаются не только сотрудники Исполнительной дирекции, но и работники филиалов. И каждый из них получает исчерпывающий компетентный ответ. Умение выслушать и помочь – это ее стиль работы.

Архив Исполнительной дирекции ОАО «Иркутскэнерго» хранит более 15 тысяч дел. Чтобы ориентироваться в этом море информации, необходимо организовать её хранение и учёт, разработать справочный материал; требуется не только осведомленность, но и кропотливая научная работа по изучению документов, определению их ценности и многое другое – все как в музее.

В канун профессионального праздника Дня архивов мне захотелось узнать у Татьяны Максимовны, что ей конкретно удалось сделать за три года работы в «Иркутскэнерго». Ответ не заставил себя ждать:
«Сразу хочу сказать, что в преображении архива не только моя заслуга. Без понимания и поддержки руководства «Иркутскэнерго», начальника общего отдела С.М. Стрельцовой. помощи О.В.Ганжи и других работников дирекции сделать это было бы невозможно. Сегодня общим отделом, в состав которого входит архив, руководит Т.А.Шашкина. С её стороны я также нахожу полное понимание и поддержку в решении задач архива.

Думаю, что сделано за три года много, но предстоит сделать ещё больше. Не вдаваясь в детали архивной работы, выделю основные моменты в наведении порядка в архиве. Это – оборудование двух помещений архива в соответствии с нормативными требованиями; научно-техническая обработка документов постоянного хранения и по личному составу, описание документов временного хранения – в архиве не осталось ни одного не учтенного дела; создание научно-справочного аппарата к фондам и учетных документов; накопление большого материала по истории «Иркутскэнерго» (написана историческая справка с момента акционирования, составляется справка с 1954 года по 1992 год); выявление документов в областном архиве для регистрации прав на собственность «Иркутскэнерго» и по другим вопросам; начато формирование базы данных «Именной указатель к лицевым счетам»; осуществлен приём документов ликвидированных филиалов (оказана методическая и практическая помощь в передаче документов в архив Исполнительной дирекции). К слову сказать, приём документов при ликвидации филиалов – это не желание какого-либо работника, а требование законодательства».
Интересуюсь у заведующей архивом и дальнейшими планами.
«Итогом выполнения всех намеченных планов должно быть создание образцового архива. Пока мы только на пути к этому. В будущем необходимо сосредоточить весь архив в одном здании. Сегодня архивные документы хранятся в разных хранилищах, что вызывает неудобства и мешает оперативно работать. Среди планов: формирование полноценного архивного фонда Общества не только из управленческой документации, но и другими видами документов. Не секрет, что сейчас проектная, технологическая, конструкторская документация за ранние годы хранится по отделам и службам дирекции. Она не описана, не учтена, поэтому и поиск по этим документам затруднен и зачастую бывает безрезультатным. К концу года планирую ликвидировать задолженность, образовавшуюся за многие годы, по обработке документов по личному составу; предстоит плановая обработка документов постоянного хранения за 2001-2002 годы: в процессе выполнения этой работы надеюсь найти понимание сотрудников дирекции того, что в архив надо сдавать ценные подлинные документы. Большие планы по окончательному приведению в порядок хранилища документов, поступивших от ПРФ «Иркутскэнергоремонт». В настоящее время там идут активные справочные работы и параллельно выполняются другие. Проводит их молодой сотрудник – архивариус Виолетта Лова. В планах – составление подробной исторической справки «Иркутскэнерго» до момента акционирования с уточнением дат образования, реорганизации, ликвидации предприятий, отделов и служб аппарата управления; тематическая разработка документов, в том числе в электронном виде; совершенствование научно-справочного аппарата к фондам (а их уже в архиве – 9) и многое, многое другое».

Рассказала Татьяна Максимовна и о проблемах, которые беспокоят сегодня заведующую архивом .

«Проблем много, но все они решаются и будут решаться. Тревожит состояние архивов филиалов. Представленные по нашей просьбе сведения от филиалов свидетельствуют об отсутствии навыков архивной работы ответственных за архив, во многих филиалах документы по личному составу не упорядочены за большие периоды времени, не ведутся учётные документы, не соответствуют нормативам помещения архивов, а чаще всего отдельные помещения под архив не выделены. С каждым годом объём документов увеличивается, и всё труднее будет привести их в порядок. С этим мы столкнулись при приёме документов от ликвидированных филиалов. Следует сказать, что непорядок в хранении документов влечёт за собой долгий, а иногда и отрицательный поиск необходимых сведений. К сожалению, сегодняшний статус архива (архив Исполнительной дирекции) и количество сотрудников не позволяют решать эту проблему. В служебной записке на имя руководства предложены пути её решения и очень надеюсь, что они будут приняты во внимание».

Анализируя все виденное мною в архиве ИД и услышанное в ответах Татьяны Максимовны, я поняла, что наше хранилище документов в надежных, любящих свое дело и преданных ему руках.
Хочу напомнить всем нам: не забывать о том, что сегодняшний день уже завтра станет прошедшим, историей, уйдет в прошлое. Каждый миг уникален, его надо ценить, любить, беречь и в душе и в памяти, в том числе архивной и музейной.

Показать в формате для печати