РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Сердце ГЭС работает без сбоя

Автор: Вед. инженер ПТО ИГЭС Огнева Л.Г.

Почти полвека работают турбины Иркутской ГЭС на гидроэнергетических ресурсах р.Ангары, принося свет и тепло в дома. Иркутяне привычно проезжают по прямой как стрела автодороге, проложенной по гребню плотины, и видят только внешние атрибуты ГЭС - козловые краны и невысокие здания со стороны реки и водохранилища, огороженные забором, да еще символику ИГЭС - лопасть рабочего колеса турбины на постаменте. Мало кто знает, что внизу под автодорогой сосредоточены сердце и мозг станции - машинный зал с агрегатными секциями и турбинными блоками. Люди, далекие от энергетики, а в особенности дети в составе экскурсионных групп, всегда спрашивают - а где турбина? Покажите, как она крутится. А что покажешь? Только фотографию и схему-разрез рабочего колеса в фойе здания. В машинном зале виден только ее крутящийся непрерывно вал, все остальное работает под водой. С электротехническим оборудованием проще, можно увидеть и трансформаторы, и выключатели, и линии электропередачи.

Иркутская ГЭС проектировалась и строилась в далекие пятидесятые, когда уровень техники и технологии был намного ниже сегодняшнего. Изготовленные на Харьковском турбинном заводе поворотно-лопастные турбины отработали двойной нормативный срок эксплуатации. Заменить основное оборудование требовалось еще в 80 годы. Помешала перестройка, а затем и реформы с их несуразной налоговой политикой и катастрофической нехваткой средств. Первая программа технического перевооружения станции была разработана в 1993г., которую в полном объеме выполнить не удалось. На сегодняшний день утверждена новая программа реконструкции, рассчитанная до 2010 года. На ее освоение станция ежегодно тратит более 100 млн. руб. инвестиционных средств, а на капитальные ремонты гидроагрегатов не менее 50 млн. рублей.

Вода камень точит - это выражение мы запомнили с детства, а что случается с вращающимся железом (сталью), из которого сделаны турбины, ведь оно более уязвимо для воды, чем камень? Кто эти люди, обеспечивающие непрерывное вращение турбин, благодаря которым город бесперебойно обеспечен электроэнергией?

Начнем с директора - Панкратова Олега Ивановича. После окончания Иркутского политехнического института с дипломом инженера-электрика устроился в 1969г. на рабочую должность в турбинный цех ИГЭС. Прошел все ступени служебной лестницы, работал 18 лет на строительстве Хантайской и Усть-Илимской ГЭС. Вернулся на ИГЭС главным инженером, через три года стал директором.

Турбины гидроагрегатов станции и другое гидромеханическое оборудование (краны, затворы, компрессоры и пр.) находятся в ведении Кочнева Владимира Степановича, который был приглашен на Иркутскую ГЭС в 2002 году на должность начальника машинного цеха с Усть-Илимской ГЭС, где работал с 1982г. Два с половиной года проработал в Колумбии в должности начальника цеха эксплуатации механического оборудования гидростанции УРРА-1. Турбинное оборудование и предъявляемые к его эксплуатации требования изучал не только по учебникам, имеет большой опыт проведения капитальных ремонтов. Именно по его предложению с 12 января 2004г. был начат расширенный капитальный ремонт с полной разборкой вращающихся частей гидроагрегата N 2. Вторая машина (так называют на станции гидроагрегаты) отработала с начала эксплуатации 376 744 часа (с 30.12.1956г.), последний ремонт проводился в 1996г., по механической части реконструкции подвергался только подпятник в 80 годах. Программой ремонта было запланировано:

- полный демонтаж вращающихся частей;
- ремонт кинематики разворота лопастей турбины с заменой бронзовых втулок;
- проточка втулки рабочего колеса под монтаж и установку новых, экологически чистых наружных уплотнений лопастей;
- проточка лопастей под новые уплотнения;
- реконструкция направляющего аппарата с заменой лигнофолевых подшипников на углепластик и облицовкой нержавеющей сталью цапф лопаток направляющего аппарата;
- проточка вала турбины с заменой облицовки;
- оптимизация комбинаторной зависимости на турбине;
- переклиновка ротора генератора, дорновка пазов ротора с фрезеровкой полюсов для увеличения воздушного зазора и доведения его до нормативных значений.

Большая часть работ выполнялась впервые. В целом такой ремонт в условиях работающей станции, по мнению исполнителя, не проводился ни на одной станции СССР и России. Сложность возникла с реставрацией вала, который по конструкции такой же, как и на других ГЭС, но по габаритам и весу значительно больше. Операция по проточке и облицовке нержавеющей сталью требовала, можно сказать, ювелирной точности. Опыт таких работ имелся на Усть-Илимском механическом заводе, куда и был доставлен вал на железнодорожной платформе. Облицовка вала была подготовлена на центральном ремонтом заводе ЗАО ИЭР и отправлена к 30 марта в Усть-Илимск.

Рабочее колесо турбины изготовлено из сверхпрочной нержавеющей стали, но и она не может противостоять скоростному напору воды, и подвергается кавитационным разрушениям. При каждом ремонте производится наплавка металла на разрушенные участки с помощью специальных нержавеющих электродов и шлифовка с соблюдением геометрии лопастей. Этими работами занимаются наши постоянные подрядчики ЗАО "Иркутскэнергоремонт" - бригада под руководством Елшина О.В. и Шмидта Ю.В. и ПКЦ " Энергоремонт" - бригада под руководством Шиленко Ю.М. и Яковлева А.А.

Больным местом турбины являются протечки масла, которым нашпигованы почти все ее механизмы. Чтобы избежать загрязнений и аварийных залповых выбросов в отводящий канал производится периодическая замена уплотнений на вращающихся узлах. Вначале были кожаные уплотнения, потом перешли на резину, композит. Переход на новые технологии связан с дополнительными объемами работ по подгонке, переточке, исправлению узлов под новые уплотнения. Чертежами, схемами, картонными и железными шаблонами завалены столы мастеров машинного цеха. Большую помощь в подготовке к ремонтам оказывают инженеры производственно-технического отдела станции Купянский Роман и Гаврилов Юрий. Подготовка программ, протоколов, переписка с подрядчиками и заводами-поставщиками запасных частей, окончательное формирование ремонтной документации - это их постоянная работа. При особо сложных ремонтах техническую помощь оказывают специалисты фирмы ОРГРЭС (г.Москва), бригадный инженер Платонов Николай Григорьевич стал уже своим человеком на станции. Но вся ответственность и основная нагрузка ложится на плечи и головы технического персонала машинного цеха, в составе которого работают три мастера - Трухин Сергей, Софьин Валерий и Синев Эдуард. Работают не жалея сил и здоровья, это не просто слова, а жизненный факт. Софьин Валерий Федорович, отработав на пробном пуске гидроагрегата, даже дома не смог отключиться от ответственности, и 29 июня попал в тяжелом состоянии в больницу. Врачи сделали все, что могли, но, не приходя в сознание, 6 июля он скончался от кровоизлияния в мозг. Конечно, переживание за работу не единственная причина случившегося ...

Гидроагрегат включен в сеть и работает с того дня, когда его не стало. Жизнь его была коротка - всего 56 лет, из них более 30 лет работы на станции с должности слесаря до мастера высокой квалификации, в том числе два года работы в Анголе на эксплуатации гидростанции Кванза. Как жаль, что мы больше не увидим его улыбки и не услышим по громкой оперативной связи - "Софьин Валерий Федорович, позвоните на главный щит!"

Тяжелую и сложную ремонтную компанию провели. Экономисты подсчитали, что при общих затратах на ремонт гидроагрегата N 2 16,5 млн. руб., экономический эффект за счет сокращения срока ремонта на 16 календарных дней составил 6,2 млн. рублей.

И все это благодаря слаженной работе персонала цеха: слесарей Казанцева А.Е., Люшакова М.Д., Гончаренко А.А., Бельского С.Е., Перминова П.М., Любарского А.Л. и всех остальных без исключения. Особо хочется отметить женщин крановщиц - Синько Светлану и Наумову Наталью. В любое время суток по одному телефонному звонку начальника или мастера спешат занять свое место в кабине мостового или козлового крана, а ведь у них семьи, которые тоже без заботы и внимания не оставишь.

Не задерживаются на станции лодыри и прогульщики, потому что требования к персоналу у энергетиков особые. Настоящим мастером с одним дипломом на руках не станешь, пока не поползаешь год-другой с ключом и отверткой по узлам и не пощупаешь все своими руками. Просто так, с улицы, даже на рабочую должность сюда не попадешь. Приходят ребята из спецучилищ или других родственных предприятий и обучаются по специальному курсу индивидуально-бригадного обучения. К самостоятельной работе допускаются только после сдачи специальных экзаменов, бывает, и несколько заходов делают. Так и должно быть при такой ответственности. Не дотянул какой-то контакт, болт, неверно отрегулировал выключатель или задвижку - жди аварии, которая может привести к серьезным последствиям с повреждением оборудования.

В капитальных ремонтах гидроагрегата участвует не только машинный цех, но и электрический и гидротехнический цеха, служба релейной защиты и автоматики. В последующих выпусках газеты расскажем и о других подразделениях.

Показать в формате для печати