РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Особенности проекта Иркутской ГЭС

Автор: Л. Огнева, вед.инженер ПТО ИГЭС

Нереализованные идеи и технические решения

В преддверии 50-летия Иркутской энергосистемы хотелось бы познакомить читателей-энергетиков с некоторыми интересными нереализованными проектами строительства Иркутского гидроузла. Материалы технического проекта, разработанные в 1951г. Московским отделением Гидроэнергопроекта, до 1993 г. хранились в спецархиве под грифом "Секретно" и были доступны только узкому кругу специалистов.

Предварительная комплексная схема использования Ангары и схематический проект первоочередной Байкальской (Иркутской) гидроустановки с технико-экономической схемой Прибайкальского комплекса промышленных предприятий была подготовлена профессорами Малышевым В.М. и Колосовским Н.Н. еще в 1935 г. Великая Отечественная война более чем на десятилетие отодвинула реализацию этого глобального плана освоения гидроэнергетического потенциала Ангары. В августе 1947 г. по решению ЦК ВКП/б/ и Совета Министров СССР в Иркутске на Конференции Академии Наук СССР были намечены реальные пути осуществления Ангарской проблемы, в частности проведение специальных изысканий для разработки задания на проектирование Иркутского гидроузла - первой ступени каскада.

При проектировании каскада гидростанций на Ангаре инженеры Гидроэнергопроекта предлагали для повышения мощности ГЭС направленным взрывом создать проран в истоке Ангары. Дело в том, что объем ее стока и уровень сработки водохранилища ограничивается уровнем дна реки в створе Шаман-камня. Это ограничение влияет на пропускную способность истока и, следовательно, на расход воды на Иркутской ГЭС, особенно при низких уровнях Байкала. Создание прорана глубиной 25 м позволило бы направить в Ангару около 120 км3 в год воды и тем самым увеличить среднегодовую выработку электроэнергии на каскаде. Однако эта идея вызвала протесты общественности и осталась нереализованной. Сибирские ученые и писатели опубликовали в октябре 1958 г. открытое письмо-протест в "Литературной газете".

Разработкой уникального проекта строительства гидротехнических сооружений Иркутской ГЭС в конце сороковых- начале пятидесятых годов руководил начальник сектора N1 Московского института Гидроэнергопроект и главный инженер проекта каскада Ангарских ГЭС Суханов Герман Константинович.

Проектным заданием в составе сооружений напорного фронта предусматривалась бетонная водосливная плотина для сброса паводковых вод и рядом с ней, ближе к левому берегу, здание ГЭС обычного речного типа. В пределах левого берега, в отдалении от левобережной плотины, располагалось судоходное устройство. По гребню плотины и через бетонные сооружения гидроузла была предусмотрена автодорога IV класса и однопутная ж.д. линия нормальной колеи местного значения - для соединения промышленных предприятий правобережных районов города с Восточно-Сибирской ж.д. магистралью.

Но поскольку Ангара в своем истоке зарегулирована Байкалом и имеет постоянный среднемноголетний расход около 2000 м3/с, было решено строить гидростанцию совмещенного типа со специально встроенными глубинными сбросными каналами - холостыми водосбросами. Тем самым достигалась экономия по бетонным работам порядка 30%.

При проектировании ИГЭС учитывалось значение реки как основной водной магистрали на стыке Ангаро-Ленского транспортного пути с транссибирской магистралью.

Для осуществления судоходства и увеличения грузоперевозок с Байкала предусматривалось строительство в Иркутске двух портов - в нижнем бьефе и крупнейшего в Восточной Сибири порта в верхнем бьефе на левом берегу водохранилища в Ершовской бухте. Порт Байкал, осуществлявший все транспортные операции, планировалось сохранить как порт-убежище. Основным грузом проектируемого порта был лес, прибывающий с Байкала для лесопильных заводов Иркутска и Черемховского угольного бассейна.
Судоходные устройства для осуществления сквозного транспортного пути по Ангаре предусматривались в пределах левого берега и состояли из верхового и низового подходных каналов и двухкамерного бетонного шлюза в одну нитку. В пределах нижней головы шлюза планировалось устройство моста шириной 12 м. для ж.д. пути и автодороги. На участках обоих подходных каналов были предусмотрены причалы для ожидающих шлюзования судов.
Однако строительство судоходных шлюзов по постановлению Совета Министров было отнесено на отдаленную перспективу, когда необходимость в них будет более реальной и экономически оправданной. Чтобы иметь возможность в будущем осуществить судопропускные устройства при Иркутском гидроузле, вдоль их трассы оставлена свободная ничем не застроенная полоса земли шириной 200-250 м. В современной застройке это участок между микрорайоном Приморский и 1-ым поселком ГЭС в Свердловском округе.

Вместо судоходного шлюза появилась надобность в каком-либо ином устройстве для пропуска леса, поступающего сплавом с верховьев Ангары и с Байкала. В качестве такого устройства на правобережной плотине в районе 28 пикета был предусмотрен лоток-бревноспуск гидравлического действия - простой в эксплуатации и дающий наименьший размер капиталовложений c пропускной способностью 750 тыс. м3 молевой древесины за одну навигацию. Отрицательной стороной бревноспуска как лесопропускного сооружения являлось то, что подходящие к нему плоты и "сигары" (байкальские плоты пучковой сплотки) нужно было распускать в моль (отдельные бревна), а затем в нижнем бьефе древесину снова сплачивать для буксировки по реке на расстояние 150 км до железной дороги. За счет этого сильно возрастали ежегодные эксплуатационные издержки и стоимость древесины. Целесообразнее было перегружать лес сразу в порту Байкал или новом порту верхнего бьефа и доставлять на железную дорогу. Поэтому от бревноспуска отказались.

В процессе строительства основных сооружений и рабочего проектирования несколько раз менялось задание на проектирование по специальным инженерно-техническим мероприятиям противовоздушной обороны. Например, ширина гребня плотин была увеличена с 16 м до 60 м из расчета их неразрушаемости при прямом однократном попадании ФАБ (фугасной авиабомбы) весом 10 тонн, расчетная толщина стен перекрытий и сопрягающих стенок здания была увеличена также с учетом спецтребований. Был изменен и первоначальный архитектурный облик здания гидростанции.
Окончательное утверждение переработанного проекта было произведено Министерством электростанций 16 ноября 1955г., менее чем через год (10 июля 1956г.) была перекрыта Ангара, а 28 декабря 1956г. поставлен под нагрузку первый гидроагрегат.

Показать в формате для печати