РУССКИЙENGLISH
Новости

Новости компании

Минусы и плюсы «заморозки» тарифов на коммунальные услуги обсудили на «круглом столе» в Общественной палате Иркутской области

 

К каким последствиям может привести искусственное сдерживание тарифов на коммунальные услуги для населения? Этот вопрос обсуждался на «круглом столе» в Общественной палате Иркутской области. В дискуссии приняли участие исполняющий обязанности министра жилищной политики, энергетики и транспорта региона Андрей Капитонов, генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго» Олег Причко, руководитель областной службы по тарифам Александр Халиулин, директор ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Сергей Бабкин, временно замещающая должность руководителя службы государственного жилищного надзора Ирина Савинцева, член научно-экспертного совета при Правительстве Иркутской области по энергоэффективности Владимир Головщиков, представители комиссии по региональному и экономическому развитию Общественной палаты области, управляющих компаний и Иркутского регионального штаба Общероссийского народного фронта.

По словам Андрея Капитонова, стоимость услуг ЖКХ – это экономически обоснованный уровень затрат в пересчете на единицу продукции. Тарифы на эти услуги полностью подлежат государственному контролю и регулированию. Волевая «заморозка» тарифов для населения, объявленная прежним руководством области, не подкреплена бюджетными средствами для компенсации выпадающих доходов коммунальным организациям.

До «заморозки» в бюджете Иркутской области 2015 года на возмещение выпадающих доходов предприятий и организаций было запланировано 1,6 млрд. рублей. По расчетам службы по тарифам Иркутской области, с июля по декабрь текущего года на эти цели необходимо было предусмотреть еще 626 млн. рублей. Если тарифы не «размораживать», то в следующем году, по данным министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, бюджетные затраты на возмещение выпадающих доходов составят около 4 млрд. рублей.

– Эти деньги придется изымать из социально значимых статей расходов: строительства детских садов, школ, дорог. Кроме того, искусственное сдерживание тарифов, как правило, приводит к их резкому скачку после «разморозки». А это, в свою очередь, вызывает социальную напряженность, – подчеркнул Андрей Капитонов.

Олег Причко отметил, что высокие тарифы не выгодны самим ресурсоснабжающим организациям. Когда речь заходит о затратах системы ЖКХ, отражающихся на ценах за потребляемые услуги, то следует предпринимать меры по снижению этих затрат. То есть, выявлять и оптимизировать необоснованные расходы. Генеральный директор «Иркутскэнерго» привел такой пример: ангарская ТЭЦ-1 была вывезена из Германии после Великой Отечественной войны, ее котлы произведены в 1934-1936 гг. ТЭЦ до сих пор работает надежно, но себестоимость ее продукции в современных условиях слишком высока. Поэтому сейчас совместно с областным Правительством прорабатывается вопрос переноса тепловой нагрузки с этой теплоэлектроцентрали на ТЭЦ-9, что даст экономию в 40% и приведет к снижению тарифа на тепловую энергию.

Александр Халиулин рассказал, что службой по тарифам Иркутской области проведен анализ плюсов и минусов решения о «заморозке» тарифов. Положительными тенденциями названы дополнительные льготы населению области по оплате за коммунальные услуги и отсутствие жалоб потребителей на рост платы за эти услуги. На другой чаше весов несколько пунктов. Прежде всего, уже названное дополнительное обременение бюджета, ежегодный рост этих расходов, что при дефиците областной казны приведет к большой кредиторской задолженности. Далее последует снижение объемов ремонтных и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, что может привести к срыву отопительного сезона. Из этого вытекает рост жалоб людей на качество и бесперебойность предоставляемых услуг.

Сергей Бабкин продолжил эту тему. «Заморозка» коммунальных тарифов больнее всего ударила не по крупным поставщикам, а по небольшим муниципальным и частным теплоисточникам, которые и без того едва сводят концы с концами. Сегодня задолженность муниципальных котельных составляет порядка 350 млн. рублей. Еще 850 млн. рублей – это невозвращенные долги обанкротившихся предприятий. Задолженность водоканалов – 80 млн. рублей и 136 млн. потеряно в результате банкротства таких организаций. Кстати, если в 2011 году банкротами были объявлены четыре коммунальных предприятия, то в 2014 году – 23 и уже 17 в текущем.

На «круглом столе» были приведены расчеты максимального роста тарифов на услуги ЖКХ в случае их «разморозки», причем только для тех потребителей, в жилых помещениях которых отсутствуют индивидуальные приборы учета, и такие люди платят по установленным средним ценам. Расчеты сделаны для городов Ангарск, Братск, Иркутск, Усолье-Сибирское. В текущем году совокупный индекс изменения размеры платы за коммунальные услуги уже не превысит 8,4%. Для человека, одиноко проживающего в однокомнатной квартире площадью 33 м2, увеличение составит максимум 106 рублей. Семья из двух человек в квартире площадью 45 м2 будет платить на 108 рублей больше, а семья из трех человек в трехкомнатной квартире площадью 65 м2 – максимум на 254 рубля. Индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный для Иркутской области федеральным центром с 1 июля 2016 года, составляет 3,9%.

Участники обсуждения отметили, что, безусловно, часть населения региона нуждается в мерах социальной поддержки и помощи при оплате коммунальных услуг. Для этих людей – льготников, ветеранов и пенсионеров – нужны программы адресной помощи, которые позволят снизить и компенсировать платежи за коммунальные услуги.

 

Пресс-служба Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

 

11 ноября 2015 г.
Показать в формате для печати